Автор: Сергей Александров |
На сегодняшний день рынок оборудования может очень многое предложить для ремонта транспорта, однако в этом океане предложений надо уметь не только ориентироваться, но и правильно подобрать то, что необходимо. Для этого существует целый ряд способов. Наверно лучше начать с того, что именно хочет клиент - какие именно работы он будет проводить и на каких автомобилях. Например, есть на рынке оборудование, которое может быть использовано для всех линеек производителей автотранспорта - как правило, это подъёмники, оборудование для кузовного ремонта, окрасочно-сушильные камеры, посты подготовки под окраску и сварочные аппараты. Сегодня мы расскажем о том, на что следует обратить внимание при выборе подъемников.
Большая часть подъёмников делятся на электромеханические и электрогидравлические, также есть пневматические, но они в 99% случаев применяются только для шиномонтажных участков.
Электромеханические подъёмники на сегодня выпускаются двумя фирмами за границей и несколькими в России. Как правило, они имеют две колонны с нижней или верхней синхронизацией работы, и от одного до двух электродвигателей приводящих в движение винты на которых установлены гайки и каретки. Таким подъемникам не требуется установка на упор, а следовательно нет дополнительных устройств. Кроме того они не требуют замены масла и нет вероятности подтеканий. Однако есть и недостатки, в частности повышенное потребление электроэнергии и высокая шумность. Синхронизация у них как правило механическая (при помощи цепи) или электрическая, что требует периодической настройки. Ресурс работы винтов и гаек (а это основное в подъёмнике) ограниченный, требуется регулярное отслеживание их состояния и большой объём работ по обслуживанию. Кроме того, на рынке достаточно ограниченный выбор электромеханических подъёмников.
Электрогидравлические подъёмники имеют богатую историю совершенствования и всё чаще применяются в работе. Они имеют от одного до двух гидроцилиндров, жёсткую систему синхронизации (либо трос, либо балка), выпускаются 2х или 4х стоечными, ножничными и плунжерными. Электрогидравлическая система имеет следующие преимущества – долговечность, тихая работа, экономное потребления электроэнергии, перечень работ по обслуживанию как правило состоит всего из пяти пунктов. На рынке имеется богатый ассортимент марок, моделей и, соответственно, возможностей в применении.
Основным критерием подбора подъемника служит простота и удобство работы, затем грузоподъёмность и далее вид - колонны, пантограф или плунжер. Здесь важно понимание, что именно вы хотите получить от оборудования. Есть подъёмники, в комплектацию которых входят различные опции и аксессуары, это также является одной из составляющих при подборе оборудования. Важно учитывать и температуру помещения, где будет работать оборудование – так, например, для электрогидравлических подъёмников этот параметр составляет от минус 5 до плюс 50 градусов Цельсия. А для электромеханических от плюс 10 до плюс 45 градусов - это прежде всего связано с требованием по технике безопасности для электрических компонентов. Использование под открытым небом запрещено для всех видов подъёмников (для такой работы есть специальное оборудование и платформы). Важно учитывать также технические требования к подготовке полов под подъёмники, и здесь также есть преимущества и недостатки как электромеханических, так и электрогидравлических систем.
К примеру, многие электромеханические подъёмники имеют в своей конструкции части, требующие утопления в пол или их основой является рама. Этот вид оборудования нельзя использовать там, где нет возможности произвести работы по созданию приямков и штроб. Такие подъёмники, как правило, устанавливаются на монолитный бетонный пол с учётом углублений и в строгом соответствии с техзаданием, которое должно предлагаться уже на стадии продажи оборудования.
Важным элементом является учет высоты потолков в здании, где будет установлено оборудование и здесь ассортимент электрогидравлических подъёмников намного больше. Так, например, есть подъёмники с короткими колоннами, которые имеют в своей конструкции запатентованные узлы позволяющие произвести подъём автомобиля на высоту до 1900 мм. Но тут надо учитывать также и высоту автомобиля, чтобы при подъёме не упереться его крышей в потолок ремзоны. Здесь можно подобрать подъёмник с верхней синхронизацией, в конструкции которого предусмотрены системы безопасности, предохраняющие от подобных ситуаций. Высота таких подъёмников может быть при необходимости увеличена с помощью удлинительных комплектов, которые можно приобрести как отдельно, так и при заказе оборудования. Синхронизация в электрогидравлических подъёмниках как правило тросовая и при своевременном сервисном обслуживании работает почти весь срок их службы, а регулировку может спокойно осуществить сам оператор - то есть слесарь-механик. Существуют также электронные системы с фотоэлементами и потенциометрами. Это конечно отражается на их стоимости, но экономить на технике безопасности не стоит. Крепление таких подъёмников к бетонному полу как правило происходит при помощи анкерных болтов, длина которых вирируется от 150 до 170 мм что в основной своей массе позволяет установить оборудование даже на вторых и третьих этажах многоярусных сервисов, поскольку основные перекрытия имеют толщину от 250мм. (при условии отсутствия в межэтажных перекрытиях пустот и каналов).
Ножничные электрогидравлические подъёмники (пантографы) имеют перед колонными преимущества в том, что монтируются на пол или в приямок – благодаря этому помещение принимает более эстетичный вид. Пантографы хорошо себя зарекомендовали при использовании в комплексе со стендами для регулировки и установки углов колёс (сход-развал). Однако под автомобилем на них не совсем удобно работать, поскольку платформы закрывают доступ к узлам и подвеске.
Этого недостатка лишены ножничные подъёмники с укороченными платформами, которые позволяют полностью открыть доступ как к передней так и к задней подвеске автомобиля, а также к узлам и агрегатам. Однако такие подъёмники могут быть установлены на перекрытия только в напольной комплектации.
Отдельный тема – это плунжерные подъёмники. Их механизмы располагаются под полом и в нерабочем состоянии на поверхности видны только подхваты. При работе из пола выдвигаются два или один плунжера (столба) на котором они находятся. Как правило для сервисных центров подъёмники такого типа выпускаются двухплунжерные и одноплунжерные - последние в основном используются или на мойках или в кузовных участках. Двухплунжерные выпускаются с подхватами как в виде платформ так и в виде С-образных подхватов. Конструкции таких подъёмников отличаются простотой и надёжностью - на некоторые модели производители устанавливают срок службы до 15 лет при строгом соблюдении всех регламентов по сервисному обслуживанию. Их преимущества - долговечность, простота и надёжность. Обслуживание этих подъёмников сводится к смазке плунжеров и к замене масла в гидросистеме один раз в два года. Но есть и существенный недостаток - это требование по заглублению на 2500мм, сложность монтажа и самое главное, что такие подъёмники как правило нельзя в полном объёме демонтировать, а некоторые и вообще устанавливаются один раз и навсегда. Таки образом, плунжерные подъемники требуют существенных инвестиций на этапе строительства сервисного центра и предполагают, что работать он будет долго и успешно. Однако преимущества такого оборудования стоят того. И на сегодня уже многие дилерские центры устанавливают их как основные подъёмные средства во всех цехах.
Тему выбора подъемников мы попросили прокомментировать Генерального директора компании «МАХА Руссиа» Олега Спиридонова.
Рынок подъемного оборудования можно условно разделить на две основных части: подъемники для автосервиса и подъемники для Гостехосмотра. Рассмотрим каждую из этих групп.
Подъемники для техосмотра
По положению о Гостехосмотре оператор обязан осмотреть машину снизу, для чего может быть использован либо платформенный подъемник, либо смотровая канава. Осмотр легкового автомобиля может осуществляться с помощью обоих указанных вариантов. Основные виды платформенных подъемников, применяемых для этих целей - ножничные и четырехстоечные. Привод и в том и в другом случае электрогидравлический. Платформенные подъемники с подхватом под колеса могут использоваться и в СТО для «активной приемки». Самая распространенная конструкция – ножничная с электрогидравлическим приводом. В составе платформенного подъемника для Гостехосмотра могут использоваться либо осевые домкраты для вывешивания одной оси, либо встроенные подъемники, которые приподнимают автомобиль за кузов над платформой, чтобы освободить и переднюю и заднюю подвески.
Особенность осмотра коммерческих автомобилей состоит в больших различиях их габаритов, что делает невозможным создание универсальных подъемников. Как результат, Гостехосмотр крупных и тяжелых машин может быть выполнен только на яме. Однако ряд операций выполнить на невывешенном колесе невозможно. Поэтому возникает потребность в канавных подъемниках, которые могут быть с ручным, гидравлическим, пневмогидравлическим и электрогидравлическим приводом.
Подъемники для автосервиса
Для малого бизнеса наиболее доступны двухстоечные электромеханические или электрогидравлические рычажные подъемники. Главное достоинство указанного типа – это его цена. Кроме того, такие подъемники универсальны, то есть могут применяться при различных видах работ с автомобилем: шиномонтажных, по замене масла и прочих работах, при которых необходим доступ к днищу автомобиля. Двухстоечный подъемник требует минимум места, при установке не выполняются сложные фундаментные работы. Достаточно иметь в помещении бетонный пол и трехфазную электросеть. В техническом аспекте существенных различий между электромеханическим и электрогидравлическим приводом нет. Первые пользуются популярностью во всем мире, кроме России. Объективных оснований для выбора в пользу электрогидравлической схемы немного, чаще всего упоминается тот факт, что подъемник указанного типа не тратит энергию на спуск.
Грузоподъемность. Как показывает опыт, 90% закупаемых сервисами подъемников рассчитаны на 3 т, а на остальные категории грузоподъемности вместе взятые приходится всего 10% заказов. Выбор зависит от того, какие машины планируется обслуживать. Подъемники большой грузоподъемности используют для тяжелых , например, бронированных, автомобилей. Также следует учитывать тот факт, что у подъемников большой грузоподъемности очень длинные опорные рычаги, что, несомненно, оказывает решающую роль при работе с длиннобазными автомобилями – рычагами стандартных «трехтонок» просто не достать точек подхвата таких транспортных средств.
Существует разница в предпочтениях независимых центров и авторизованных дилерских центров. Универсальным сервисам важно принять в работу любой автомобиль, который к ним приедет. Производитель каждого автомобиля рекомендует использовать определенные точки, за которые допускается поднимать автомобиль «за кузов», - точки подхвата. Не всегда они расположены в удобных и легкодоступных местах. Поэтому независимые СТО при выборе подъемника в первую очередь обращают внимание на конструкцию и тип рычага. Сравнение рычагов немецких и, например, дешевых китайских подъемников не оставляет последним никаких шансов.
Авторизованные сервисные станции при выборе подъемников руководствуются не только удобством работы, но и рекомендациями автопроизводителей, основанными на испытаниях на пригодность подъемников для работы с конкретными марками машин.
Особый класс формируют на рынке плунжерные подъемники. Именно такую конструкцию рекомендуют многие автопроизводители для сервисных зон авторизованных сервисных станций. Эти подъемники очень удобны: без автомобиля ремонтная зона представляет собой свободное помещение с ровным полом. У плунжерных подъемников есть лишь два недостатка: цена и сложность (значит, и стоимость) монтажных работ. Они требуют значительного, иногда до трех метров, заглубления фундамента для бетонирования кассет, в которые монтируется подъемник. Существует несколько конструктивных вариантов: всю нагрузку может воспринимать фундаментная плита или основание кассеты. Кроме того, такие подъемники классифицируют по форме направляющих плунжера. Круглый плунжер является одновременно и силовым гидроцилиндром, и направляющей для подъема. Чаще всего развесовка автомобиля отличается от идеальных 50:50, и эта неравномерность создает изгибающий момент, тем больший, чем неравномернее развесовка. Стремясь устранить эту проблему, конструкторы разделили силовой гидроцилиндр и направляющие, получившие форму квадрата в сечении. В последнее время появились подъемники с квадратными направляющими, сечение которых развернуто по отношению к оси подъемника на 45 градусов. Это дало возможность уменьшить длину плунжеров, а значит, и глубину закладки кассеты.
Для того чтобы избавиться от недостатков плунжерной схемы без потери ее преимуществ, разработаны пантографные или короткобазные двойные ножничные подъемники. Машину с их помощью поднимают за кузов, но не рычагами, а короткими платформами. Эта конструкция в сложенном состоянии также позволяет иметь свободную ремзону. Цена указанных подъемников достаточно высока, но для установки пантографа не потребуется сложных фундаментных работ: возможен напольный вариант или монтаж в неглубокие, около 150 мм, приямки. Однако такие подъемники все же имеют существенный недостаток по сравнению с рычажными подхватами – платформы перекрывают значительную часть кузова, затрудняя или закрывая доступ ко многим элементам снизу.
Платформенные подъемники применяются не только в зоне «активной приемки», но и для работ по регулировке углов установки колес. Используют два класса таких подъемников: ножничные и четырехстоечные. Последние дешевле и получили большее распространение. Они громоздки, но их преимущество в том, что платформа опирается на четыре точки, расположение которых при работе не меняется. При подъеме ножничного подъемника, подвижные точки опор платформ сдвигаются к неподвижным. То есть, чем выше подъем, тем больший изгибающий момент воспринимает платформа, что может привести к искажению результатов регулировки углов управляемых колес. Преимущество же ножничных подъемников в том, что они компактны в сложенном состоянии и обеспечивают лучшие условия работы.
Со стендами регулировки углов установки колес могут применяться и четырехплунжерные подъемники. По конструкции это два плунжерных подъемника, которые синхронно поднимают и опускают длинные платформы. Цена подобных устройств весьма велика, однако элитные автомобильные бренды рекомендуют такие подъемники для своих авторизованных автоцентров. В России четырехплунжерные подъемники в ремонтных зонах встречаются очень редко.
Подъемники для шиномонтажа
Это направление отличается своей спецификой. В принципе работы по съему и установке колеса можно выполнить с помощью любого подъемного устройства, начиная от штатного домкрата. Придорожные шинные сервисы активно пользуются подкатными гидравлическими домкратами, которые можно установить с двух сторон от автомобиля и менять сразу два колеса. Если свободен любой рычажный подъемник или подъемник с короткой платформой, то менять колеса можно на нем, тем более что шиномонтажные операции не занимают много времени. Особенность режима работы участка в рамках полнопрофильного автосервиса в том, что подъемники обычно заняты более серьезными и долгими работами. Учитывая это, производители оборудования предлагают для шиномонтажного участка специальные короткобазные короткоходные гидравлические ножничные подъемники. Их основная задача - поднять автомобиль примерно на метр. На такой высоте менять колеса удобнее всего. Основное достоинство подобных подъемников – их мобильность. В межсезонье специальный подъемник может стоять на дополнительном рабочем месте и помогать производить обычные работы. В пик сезона он поднимает автомобили на любой твердой площадке вне мастерской, обеспечивая быструю работу шиномонтажа.
Тенденции развития подъемников
Основная тенденция, отмечаемая в сфере подъемного оборудования, - это совершенствование систем безопасности. Так, раньше контроль положения платформы был «пороговым»: подъемник выключался, если разные концы платформы «разошлись» в процессе подъема более чем на 50 мм. Компания МАХА разработала подъемники с постоянным контролем положения и автоматической коррекцией скорости перемещения платформы. В таких подъемниках возможность несинхронной работы приводов полностью устранена.
Вторая тенденция – борьба за удешевление конструкции, которая разгорелась с новой силой после массового выхода на рынки китайских производителей. Причем каждая фирма (в пределах действующих нормативов) ставит свой порог запаса прочности, надежности и долговечности. В Европе последнее время отмечается возврат интереса к более дорогим устройствам, обладающим солидным запасом прочности и надежности. Станет ли это тенденцией – покажет будущее.